Тамара Савчук
Тамара Савчук
Судовой шеф-повар

Женское дело

Согласно статистике, чуть больше 2% всех должностей на судах торгового флота в настоящее время занимают представительницы прекрасного пола. Смелые, решительные, выносливые, они связали свои жизни с традиционно мужской сферой деятельности и остались в профессии, несмотря на все ее трудности.

Могла бы стать штурманом

«Я попала на флот по совету своего крестного, – вспоминает Тамара Александровна Савчук, шеф-повар танкера NS Century. – И теперь море – это моя жизнь. А скоро и сын выучится и пойдет работать на торговые суда. Надеюсь, он тоже найдет себя в профессии».

В работе для Тамары не существует непреодолимых сложностей. «Шторм страшен, если смотреть на него через иллюминатор, – смеется она. – Готовить в шторм, конечно, непросто, но для меня гораздо труднее спать в непогоду».

Адаптировавшись к работе в таких необычных условиях, Тамара даже думала сделать штурманскую карьеру. Остановил ее…английский язык. «Я просто испугалась, что не смогу говорить на уровне офицеров, – делится шеф-повар. – Мне тяжело дается именно разговорный язык, это я поняла, когда сходила на берег в иностранных портах. Может быть, где-то и жалею теперь, что не стала учиться, но в любом случае я осталась на флоте, и мне очень нравится моя работа и все ее особенности. По-моему, у человека, работающего в море, должен быть определенный склад характера, благодаря которому он сможет адекватно воспринимать будничную морскую жизнь. Для некоторых ведь тяжело столько времени работать в замкнутом пространстве, с одними и теми же людьми, слушать одни и те же разговоры много месяцев. А я отношусь к этому нормально. Например, раньше казалось, что без выхода на берег невозможно будет черпать силы для дальнейшей работы, но вот объявили карантин, и мы остаемся на борту по 6-7 месяцев. В общем, ко всему можно привыкнуть».

«Мужчины тоже любят поговорить»

Сейчас Тамара – единственная женщина в мужском экипаже. Она признается: вначале действительно не хватало женского общения. Но быстро привыкла, ведь, по наблюдению Тамары, многие мужчины тоже любят поговорить. «Нет какого-то дискомфорта, я привыкла работать с мужчинами, у нас дружный коллектив, и ребята мне всегда помогают, – говорит повар. – Кроме того, работать с одними и теми же людьми для меня очень комфортно и в профессиональном смысле, ведь так легко запомнить и учитывать кулинарные предпочтения каждого члена экипажа. Люди вдали от берега лишены возможности сходить в магазин и купить себе что-то вкусное. Поэтому повар должен быть внимателен к каждому и готовить так, чтобы вкусно было всем». Большое значение имеет и калорийность: пища должна быть энергетически насыщенной, чтобы хватало сил на интенсивную работу даже в 40-градусную жару. «У нас и не столовая, и не ресторан, – продолжает Тамара. – На борту пища должна быть приближена к домашней, чтобы люди чувствовали себя комфортно и имели достаточно сил для того, чтобы полноценно выполнять свои обязанности».

Не последнюю роль в этом играет закупка провизии. Тамара объясняет: самые вкусные продукты, российские, казахские и белорусские, они получают в отечественных портах. За границей, например, совершенно другие мясо и колбасы. «В США редко когда попадаются действительно вкусные продукты, – рассказывает повар. – Мясо у них с большим количеством жидкости, сосиски ненатуральные, помидоры без вкуса и запаха. Только картошка у американцев хорошая. В Европе отличные овощи, а колбасы с специфическим привкусом, нам их есть непривычно. Сейчас уже и у нас много ненатуральных продуктов, но они все еще отличаются в лучшую сторону от иностранных».

Культура, деньги и новые горизонты

– Конечно, самое большое преимущество этой работы – высокие заработки, – признается Тамара Савчук. – Очень тяжело оставлять близких, но невозможно передать радость от долгожданной встречи. Море определенно меняет человека, создает ему новые ценности. Я смотрю, как живут люди в других странах – во многих из них я никогда бы не побывала, если бы не работала на флоте. В море мы видим такую красоту, которую невозможно себе представить, будучи на берегу. Все это учит больше ценить жизнь.

Удобный график работы позволил Тамаре получить на берегу образование управленца. Но планов уйти с флота у нее нет. «Работая на торговом судне, в социально ориентированной компании, привыкаешь к культурному общению, у нас все относятся друг к другу уважительно, просто так никто никого не отчитывает, – говорит Тамара. – До того, как попасть на флот, я работала на берегу и помню уровень культуры и отношений среди коллег, где могут запросто уволить «просто так», нахамить, потому что у начальника плохое настроение. На судне же я «несу свою вахту», подчиняюсь капитанам, а это культурные и образованные люди, которые уважительно относятся к подчиненным. Очень важно знать, что наличие у меня работы завтра зависит от моего трудолюбия, а не от чьей-то прихоти».