Море научит дисциплине
Иван Ермоленко, третий помощник капитана танкера «Московские звезды» СКФ Новошип, считает, что море научит дисциплине и ответственности любого. Даже на гражданском флоте. Возможность сравнить у него была: срочную службу он прошел как раз на флоте военно-морском, во Владивостоке.
Мог бы, наверное, служить и после нее. Если бы не редкий шанс бесплатно получить специальность штурмана с гарантированным последующим трудоустройством в одну из ведущих судоходных компаний мира. Такую возможность молодым людям давал совместный образовательный проект компании «Новошип» и Новороссийской морской академии имени адмирала Федора Ушакова. Отслужившим на флоте при конкурсном отборе отдавали предпочтение – и Иван поступил в роту среднего профессионального обучения.
Учились по ускоренной программе. Но это совсем не означало, что дисциплины изучались поверхностно. Наоборот, запомнился постоянный цейтнот, когда радуешься, что есть немного свободного времени на самоподготовку. И очень много внимания уделяли практике: фактически год из трех лет обучения Иван провел в море.
- Возможностей для сравнения флота военного с гражданским уже на практике у меня было немало, - вспоминает Иван. – Общее впечатление может показаться парадоксальным, но ответственности на торговом флоте гораздо больше. На военных кораблях на швартовку выходит 15-20 человек, а у нас четыре-пять, безопасности, в том числе и в области предупреждения столкновения судов, уделяется гораздо больше внимания. Море учит ответственности и дисциплине, и это мне, как ни странно, нравится. Во всем должен быть порядок и толк.
Окончив учебу, Иван Ермоленко пришел работать в пароходство в должности четвертого помощника капитана. «НС Бора», «Московские звезды», «Москва»: каждый новый пароход со своим характером и мореходными качествами. А вот регион плавания все эти годы оставался одним и тем же: Кюрасао-Венесуэла.
- Впервые за границу я попал на практике, мало что успел повидать, - рассказывает Иван. – А тут Карибы! Конечно, Кюрасао поразил меня. Его столица, Виллемстад, - симпатичный, благополучный и чистенький городок, в котором игуаны шныряют по улицам, как у нас кошки. Их даже гладить можно. А вот кормить – нет. Об этом предупреждают постоянно встречающиеся таблички. В Венесуэле мы обязательно покупаем фрукты, они тут копейки стоят. Причем, год от года все дешевле. Только за те три-четыре года, что я здесь работаю, курс местной валюты упал больше, чем в десять раз. В стране кризис, люди живут очень бедно.
Работая на «НС Сильвер», молодой офицер успел побывать в Штатах, Гватемале, Гондурасе, Панаме, Бразилии. Его личная карта географических открытий стремительно пополнялась новыми флажками и впечатлениями. Но главное, расширялся не только район плавания, но и диапазон его собственных «рабочих характеристик».
- До этого мне приходилось работать только на крупнотоннажных судах, - вспоминает Иван. - А у «Сильвера» с его 47 000 тонн дедвейта оказался совсем другой характер: он маневренный, шустрый и приемистый, работает на коротком плече по всей Центральной Америке. Четвертых помощников на флоте называют «бумажными», так вот и в этой области я приобрел новые навыки. Ведь у каждой страны свой набор документов на приход-отход. На «НС Сильвер» я имел возможность сравнить работу портовых служб. Если в Венесуэле с вас потребуют тонну заполненных бумаг, то у американцев в ходу всего одна-две формы, но точность требуется абсолютная.
Новое судно – новые практики. Так работа на «Московских звездах» стала для Ермоленко очередным этапом. С его капитаном Владимиром Владимировичем Акопджановым молодой офицер познакомился еще на танкере «Калуга», во время практики.
- Капитан Акопджанов стал для меня настоящим учителем, мастером, - рассказывает Иван. – А еще у меня теперь за плечами плановый ремонт нашего судна в Тузле. Это было, конечно, и новым ценным опытом для меня, и испытанием одновременно. Я участвовал в работе судовой администрации, а, кроме того, повидав судно в разобранном состоянии, стал лучше понимать процесс погрузки-выгрузки вообще.
Иван Ермоленко удачно «сдался» на третьего помощника и получил приглашение на «Московские звезды», уже в новой должности. Знакомое судно, дружный коллектив, а с третьим помощником Валерием Волошиным они вообще учились на одном курсе: конечно, упускать такую возможность он не стал.
- Но штурман на судне – это не только судовой менеджер. У третьего помощника, в отличие от «бумажного», много работы на палубе, – рассказывает Иван. - А значит, не обойтись без опытного и умелого боцмана. Это должность требует особой харизмы, коммуникабельности и стрессоустойчивости. И всеми этими качествами обладает наш Георгий Николаевич Пенчук. Постановка на якорь, швартовка, спуск на воду дежурной шлюпки – все эти операции в моем заведовании, и в них я смело могу положиться на Георгия Николаевича и его советы, которые дорогого стоят.
С каждой ступенью в карьере растет и заведование, и ответственность. Переписка с офисом, веттинги, проверки государства флага или РSC – это непросто. Но в выборе своем молодой офицер по-прежнему уверен. И рад, что его звезды сложились именно так.