Григорий Борисов
Григорий Борисов
Моторист

«На Кюрасао я просто влюбился в эту работу»

Продолжение семейной династии – одна из наиболее популярных причин для выбора морской профессии молодыми людьми в Новороссийске. За ней идут стремление хорошо и честно зарабатывать и желание увидеть мир. Однако бывает, что на флот приводит счастливый случай. Именно так попал в «Новошип» моторист SCF Shanghai Григорий Борисов.

Помогли на проходной

– Я связал свою жизнь с морем совершенно случайно, – рассказывает о себе Григорий. – В своем родном городе в Ростовской области я работал в магазине детских игрушек. В 20 лет меня всё устраивало. А потом вдруг пришла в голову мысль что-то поменять. Как раз на юге начинался курортный сезон, и я решил ехать искать работу в Новороссийск.

Приехав в «танкерную столицу» России, Григорий имел весьма смутное представление о работе в море. Он только знал, что моряки хорошо зарабатывают. Поэтому идея устроиться на флот показалась молодому человеку очень привлекательной, и по незнанию он сразу пошел трудоустраиваться прямо в порт. «Охранник на КПП покрутил пальцем у виска и объяснил, что идти надо в крюинговую компанию, – смеясь, вспоминает Григорий. – Он показал на здание через дорогу и отправил туда. Это был головной офис Новороссийского морского пароходства».

На проходной сотрудница объяснила, что сначала нужно получить соответствующие документы и пройти практику, и даже подсказала, как доехать до Новошип-тренинг. Григорий записался на курсы матроса-моториста и начал осваивать новые навыки – так началась его долгая дорога к профессии. После успешного окончания курсов ему предложили пройти практику на танкере NS Pride. «Зарплата была небольшой, но возвращаться в родной город по личным причинам мне совсем не хотелось, – говорит Григорий. – Так в 2014 году я впервые попал на флот. Мне очень повезло с экипажем, большой привет ребятам. Отдельное спасибо старшему механику Александру Дергунову и форсунщику дяде Саше».

Пароход тогда работал в венесуэльском тайм-чартере, в Карибском бассейне. Практикантов поощряли за хорошую работу увольнительными на берег. «Наблюдая за красивым звездным небом, за движением синего Карибского моря, экзотической природой и разноцветными домами столицы Кюрасао города Виллемстад, я влюбился в морскую работу и понял, что хочу связать с ней свою жизнь, – рассказывает моряк. – Так у меня появился стимул развиваться профессионально, чтобы вырваться из своего маленького вымирающего городка».

Все успеть

После успешного прохождения практики моториста пригласили работать на судах SCF Novoship. Одновременно Григорий поступил в ростовский Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова на заочное отделение. Ему удалось отложить деньги, полученные на практике, и он смог сразу оплатить первый курс обучения. Все следующие 6 лет моторист работал на танкере SCF Shanghai и параллельно учился. «Мне не хотелось менять пароход, потому что тут постоянный хороший коллектив, – говорит моряк. – Капитаны Михаил Кулий и Валерий Рожин собрали основной «костяк» экипажа, готовый сплоченно работать и проходить береговые проверки. Повара готовят отменно, что дополнительно придает хорошее настроение. Боцманы тоже знатоки своего дела, всегда подсказывают, как работать эффективно и безопасно при швартовке и работе на высоте».

Сейчас многие стараются сразу поступить в ВУЗ, чтобы получить очное образование. Но, по мнению Григория, работая в рядовой должности и параллельно обучаясь заочно, знания усваиваются лучше, и курсант приобретает бесценный опыт. «Прочитав материал, который задают на будущий семестр, можно изучить механизмы, потрогать их руками, поучаствовать в ремонте, – считает моторист. – Плюс есть возможность задать вопросы опытным механикам. А при очном обучении несколько лет уделяется только теории, и когда курсанты выходят на практику, им приходится многое вспоминать, приспосабливаться к новым механизмам, ведь во многих учебниках рассматривается устаревший материал, например, мало адекватной информации про станцию обработки балластной воды или про очищение выхлопных газов главного двигателя от вредных выбросов».

За годы работы в море Григорий научился планировать свою жизнь. Он уже получил рекомендации на выдвижение в должность четвертого механика и продолжит работать на танкерах группы SCF. «Я хочу стать старшим механиком, передавать опыт и культуру работы молодым специалистам, – делится моряк. – Немаловажную роль играет и возможность достойного заработка, ведь основной своей задачей на будущее я ставлю обучение детей в хорошем институте».

Вирус многим добавил проблем

Пандемия COVID-19 пока не затронула работу моториста – ему повезло списаться до того, как в мире ввели карантинные ограничения, а уходить в рейс он рассчитывает в августе. «Но возникает тревога за моих товарищей, которые сейчас находятся на пароходе, – говорит Григорий. – Смена экипажа у нас проходит чаще всего в Сингапуре. У ребят подходит конец контракта, знаю, что после 5 месяцев работы вдали от дома каждый день становится труднее. Тем более, когда не знаешь точную дату возвращения домой, к своим близким. Эта неизвестность очень удручает». Да и тем, кто готов уйти в рейс, коронавирус добавил немало проблем, считает моряк: «Под конец отпуска у многих возникают финансовые трудности, а закрытые границы и прерванное авиасообщение между странами усугубляют ситуацию».