Аркадий Кашек
Аркадий Кашек
Третий помощник

Молодежный проект ЮТО РПСМ «Я выбираю море»

Аркадий Кашек, третий помощник капитана на танкере «НС Антарктик» (СКФ Новошип),  с детства увлекался футболом, прошел детско-юношескую спортивную школу «Черноморца», его даже приглашали играть  в юношескую сборную России по футболу! А он отказался. Закончив школу с золотой медалью, Аркадий уже был зачислен в студенты престижной Высшей школы экономики. Но учиться в  Москву не поехал. Вместо всего этого он поступил в Морской университет имени адмирала Ушакова, чтобы стать штурманом. На вопрос «Почему?» он обычно отвечает: «Ну, у меня же папа моряк». Молодой человек пошел по стопам отца и, как выяснилось, ни разу не пожалел.

В канун преддипломной практики у успешных курсантов ГМУ обычно уже есть выбор компаний, в которых без пяти минут офицера готовы принять в кадеты. Аркадий к этому выбору в свое время отнесся очень серьезно. Ведь это уже не просто практика –  а, возможно, будущая работа.

- По сути, выбор мой был предопределен, - вспоминает Аркадий. –  И дело не только в том, что «Новошип» - компания с солидной репутацией, в которой мой отец успешно проработал много лет. Здесь и перспективы карьерного роста, и стабильная зарплата. Так что пошел я туда на практику, естественно, уже с прицелом на будущее место работы.

Так и получилось. На «НС Конкорд» к молодому кадету присмотрелись -  и, по сути, сразу стали готовить в четвертые помощники капитана. Аркадий оказался прилежным учеником. С новыми практическими  знаниями, а главное, с отличными рекомендациями  от капитана Дмитрия Шмата, старпома Андрея  Головченко и второго помощника капитана  Дмитрия Кудерова он сдал выпускные экзамены в «вышке» и вернулся на работу в «Новошип».

В свой первый рейс в должности «бумажного» помощника Аркадий пошел на танкер «НС Антарктик».

- Мне повезло, на «Конкорде» меня хорошо подготовили к заведованию четвертого помощника - у меня даже не было стресса, характерного для новичков в первые месяцы работы, - вспоминает он. – В этом рейсе я больше всего переживал, что у меня американской визы не было: мы две недели стояли у Нового Орлеана в ожидании разгрузки, а на берег не сойти. С завистью смотрел вслед тем счастливчикам, кто имел возможность побывать в городе.

Зато у Аркадия было вдоволь времени, чтобы углубиться в заведование уже третьего помощника.  

- Наш капитан Виктор Четин дал мне гениальный в своей простоте совет, как не утонуть в море дел, не создавать завалов в работе. Этот секрет – обыкновенный рабочий блокнот. А в нем список дел: ежедневные, еженедельные и на весь контракт, - рассказывает Аркадий. –  Это действительно и дисциплинирует, и позволяет планировать рабочее время.

«НС Антарктик», на котором не один контракт сделал Аркадий,  имеет ледовый класс,а значит, работает в основном на севере Европы, в Приморске и Мурманске. Здесь молодой штурман получил бесценный опыт работы в суровых условиях.  

- На одни приборы  в высоких широтах полагаться не стоит, – рассказывает Аркадий. – Здесь приходится много работать с биноклем. А особые ледовые прожекторы, которыми судно оборудовано для улучшения видимости, позволяют лучше видеть «тропы» - след, который оставило во льду предыдущее судно. Швартовки здесь тоже очень нестандартно проходят. Бывало, стоим в Приморске, ждем, пока буксиры разобьют лед у причала, чтобы мы могли ошвартоваться. По-другому никак.

Однажды, отработав во льдах почти весь рейс, «НС Антарктик» направился в Средиземное море. А тут у штурмана тоже  своя специфика. Тут маленькие прогулочные яхты так и шныряют - как мотоциклисты на наших дорогах. Смотреть и думать приходится «за себя и за того парня».

- Но все равно, после холодных северных будней очутиться на гостеприимном  юге – это просто подарок судьбы, - вспоминает Аркадий. –Особенно здорово было на несколько часов выбраться в Аугусту, маленький городок в Сицилии, посидеть в небольшом семейном ресторанчике, отведать настоящей итальянской пиццы. Вот они, маленькие радости морской профессии!

Совершить еще целый ряд собственных географических открытий молодой офицер смог в своем первом рейсе в должности третьего помощника. «НС Антарктик» тогда работал у Шетландских островов. Заснеженные горы чередуются с зелеными равнинами, на которых мирно пасутся овечки - настоящая идиллия! Пересекли океан, и уже в Хьюстоне Аркадий побывал в знаменитом Hard Rock Cafe с его неповторимой хулиганской атмосферой. А еще были четыре дня в Нью-Йорке: Бродвей, Уолл-Стрит, Таймс-сквер и Эмпайр-стейт-билдинг, с высоты которого залитый огнями вечерний Нью-Йорк весь как на ладони. Все эти визитные карточки Большого яблока для Аркадия теперь – часть его личных впечатлений.

- А был еще Квебек, столица одноименной провинции в Канаде, - вспоминает Аркадий. – Швартовка, правда, здесь была долгой и трудной: толстый лед, неудобные причалы, сильное течение. Четыре часа в общей сложности мы провели на холоде. Но зато когда на следующий день вышли прогуляться  в город, поняли: Квебек стоил этих усилий. Занесенные  снегом узкие старинные улочки как будто из сказки Шарля Перро. Я смотрел на них и думал, что всё это я смог увидеть только благодаря моей профессии.

«НС Антарктик» для него теперь свое судно, а работать в экипаже, ставшем для тебя родным, гораздо легче. Тем более что в этом рейсе Аркадий впервые лицом к лицу столкнулся с инспекциями.

- Я третий помощник, безопасность теперь в моей зоне ответственности, – рассказывает Аркадий. - Поначалу «держать экзамен» по этим вопросам перед инспекторами веттингов было непросто. Но прошла одна проверка, другая, инспектора довольны, замечаний нет: теперь веттинги для меня стали такой же привычной частью работы, как несение вахты или отработка тревог.